2 ИЮЛЯ 2012
ПРОТОНАУКИ СОЗНАНИЯ

Алан Франсис, исследователь и учитель в традициях Даосизма и Гурджиевской работы

 

Я попросил выключить свет, потому что мне хочется, чтобы вы все ощутили присутствие некого фактора, который всегда стоял за обыденным мыслительным процессом, ибо он присутствует здесь, среди нас. Сейчас мне хотелось бы, чтобы вы на время абстрагировались от ваших привычных мыслей. Разумеется, сейчас ваши головы заняты многочисленными идеями, словами и мыслями, которые вы услышали совсем недавно. Однако если вы хотите познать мудрость как таковую, вам необходимо объединить эти идеи, слова и мысли с вашим собственным опытом, который находится внутри вас. Он изначально присутствует в нашем теле... (Я, пожалуй, присяду. Прошу простить меня за несколько неформальное поведение... Можно чуть-чуть добавить света, если кому-то не очень комфортно сидеть в полной темноте...)


 Традиция Четвертого пути, описанная Гурджиевым, на самом деле уходит корнями во времена Дао, жившего несколько тысячелетий назад, и то учение, которое предшествовало гурджиевскому учению, согласно моему исследованию, также имело отношение к Четвертому пути. При этом учение Дао, которое, по сути, явилось предисловием к толкованию Ламы, утверждает, что абсолютной пустоты не существует, а существует некий вакуум, который нельзя рассматривать как пустоту, так как именно в нем сконцентрирован весь потенциал и он является как бы отправной, или «нулевой», точкой. Поэтому его можно обозначить «0», либо – учитывая его функцию объединителя силы сознания, – «1».

 

Когда мы задумываемся об этой объединенной силе сознания как о некой первичной силе, как мы это с вами делаем на данный момент, это значение «1» порождает равноценное значение «1». В итоге эти значения складываются в «2», которые мы обозначим символом «инь и ян». Этот символ является первой парадигмой. Под понятием «парадигма» я имею в виду не просто ответ или реакцию на какую-то ситуацию. Парадигма несет в себе две или более принципиально различных концепции. При этом ни в коем случае нельзя утверждать, что одна из этих концепций является правильной, а другая – неправильной, относить одну к добру, а другую – к злу. В нашем случае речь идет о концепциях материального и духовного, причем эти две противоположности нельзя рассматривать отдельно друг от друга. (Можно включить свет.)

 

Таким образом, даосистская протонаука берет начало от формулы 0-1-1-2-3, которую можно рассматривать как некое древо действий человека на жизненном пути, своего рода жизненную спираль. По достижении пункта «2» происходит разделение. Значение «2» с «компьютерной» точки зрения – это соотношение 0 = 1. На самом деле можно возвести данный двучлен (А + В, или противоположности инь и ян) в квадрат, затем полученное значение возвести в куб, а если пойти еще дальше, мы получим уже пространственные и временные значения. Таким образом, концепция Дао берет начало там, где биномиальное значение А + В (инь и ян), умноженное на 6 основных способностей человека, образует 64 гексаграммы «И-цзин», которые представляют все возможные комбинации, складываемые из двух принципиально различных начал – инь и ян.

 

В то же время мы получаем очень симметричную, линейную точку зрения, которая очень хорошо продемонстрирована на нашей конференции. Есть также и другая точка зрения, согласно которой по мере нашего движения сквозь постоянно развивающийся мир мы приходим к тройному значению – триаде, представленной символом «инь и ян» и его же собственным свойством объединять эти две противоположности, например мужское/женское, свет/тьма и т.д. Таким образом, из нескольких слагаемых мы получаем значение «5» (3 + 2 = 5), т.е. 5 элементов, которые также присутствуют и в других системах. Эти 5 элементов есть начало «функции» и начало «формы». Все, что мы сегодня упоминаем, так или иначе касается функции и формы – даже человеческий мозг, который, по сути, является формой.

 

С точки зрения учения форма находится на одной из низших ступеней. Как только мы начинаем трудиться, медитировать и наблюдать за самими собой, мы начинаем карабкаться вверх по ступеням, приближаясь к «1», эволюционируя в направлении «1», которая означает единение и приближает нас к той самой точке вакуума, не являющегося пустотой и таящего в себе огромный потенциал. С точки зрения Дао мы все обладаем этими 5 элементами, из которых эволюционируют все органы нашего тела, а также зрительные, осязательные и другие способности. Теперь от создания формы мы начинаем двигаться в сторону ее совершенствования, что опять-таки порождает новые концепции. В частности, рождается концепция воздуха и дыхания.

 

К слову, я слышал, как некоторые из вас в разговорах упомянули понятие «энергия», а также обсуждали процесс приема пищи и получения энергии. На самом деле правда то, что мы получаем энергию в том числе и из воздуха. При этом если вы потребляете воздух, делая сознательное усилие, вы получаете гораздо больше энергии, и это является основной функцией, основной целью человека. Человек должен стремиться получить и накопить не только энергию физического происхождения, которую мы получаем с пищей, но и более высокую энергию, поступающую в организм вместе с вдыхаемым воздухом, с переживаниями. Ведь свет, который мы воспринимаем с помощью глаз, как и звуки, улавливаемые человеческим ухом, – все это также является пищей, которая несет энергию, и она также усваивается нашим телом.

 

Основное различие между точками зрения, высказываемыми здесь, и концепциями протонауки состоит в том, что на самом деле мы не являемся существами чисто физического происхождения. С одной стороны – да, в нашем теле много примитивного: в нашей крови содержатся железо, минералы. В то же время мы являемся гораздо более высокими существами, у нас гораздо более совершенное начало, мы просто не думаем об этом. Когда мы обращаемся исключительно к физическому, принимая во внимание только лишь формы и функции, мы по сути теряем ту важнейшую составляющую, которая так или иначе присутствует в нас.

 

Теперь мы поговорим о неком элементе, который является объектом исследования как учения даосистов, так и работ Гуджиева. Речь пойдет о самонаблюдении, поскольку оно является основой процесса самосознания. Оно позволяет нам быть свидетелями действия силы нашего собственного сознания. Можем ли мы, сидя здесь, засвидетельствовать собственную жизнь? Осознаем ли мы то, что мы сидим здесь? Самосознание закладывает основу для развития. Просто сидя здесь, невозможно установить духовный контакт со своим телом, невозможно глубоко проанализировать свое положение, форму. В итоге теряется важнейшая составляющая жизненной формулы. Можно ли познать самого себя? Насколько это возможно? Если да, то можно ли выработать методику, с помощью которой мы сможем изо дня в день узнавать самих себя все больше и больше, и в итоге «увидеть» самих себя, узнать глубже? Как можно познать себя, не уделяя внимания самому себе, не задумываясь о том, что происходит внутри нас самих?

 

Второй очень интересный, на мой взгляд, аспект, которому Гурджиев уделяет внимание в своей работе, – необходимость помнить самого себя. Мы должны чувствовать, что именно мы собой представляем, нам необходимо присутствовать, принимать участие в собственных чувственных и мыслительных процессах. Согласно нашему учению, одного разума недостаточно – этим наша философия и отличается от буддийской. Эмоции не являются враждебным элементом, так же как и физическая, телесная составляющая не является враждебной. Эмоции являются частью нашего опыта, или, как говорил выступавший передо мной спикер [Лазар Пухало Архиепископ Оттавский], это часть нашей жизни, это награда за то, что мы живем на этой земле.

 

В то же время ценность эмоциональной составляющей преувеличена, так как в основном они представляют собой реакции. Поэтому мы стремимся, насколько это возможно, к ощущению, которое является в своем роде осознанием, в данном случае – осознанием того, что мы находимся здесь, что мы существуем. Это не относится к виртуальной реальности. Я – личность, которая живет в моем же теле. Поэтому если вы сомневаетесь в том, что ваша личность находится в вашем теле, попробуйте поэкспериментировать. Этот эксперимент проводится многими учеными. Каким образом я могу убедиться в том, что моя личность находится в моем теле, а также в наличии собственных ощущений, в том, что я стою ногами на полу, что моя пятая точка покоится на стуле, что я смотрю на вас?

 

Итак, полноценное наблюдение начинается с попытки заглянуть внутрь самого себя, при этом продолжая смотреть во внешнее пространство. Эти два действия должны происходить одновременно – только так я могу убедиться в том, что у меня есть и внутренний, и внешний мир. Я начинаю чувствовать самого себя, у меня наступает внутреннее пробуждение по отношению к самому себе. Мы обладаем огромными внутренними способностями, о которых мы в большинстве своем даже не подозреваем. Они абсолютно не изучены, и с их помощью мы с легкостью могли бы осуществлять действия, которые мы пытаемся осуществлять с помощью различных устройств. Тем не менее эти способности, к коим относятся и телепатические способности, изначально присутствуют в нас. Я это говорю для того, чтобы донести до вас тот факт, что все вы обладаете гораздо большей силой, чем вы думаете, и в вас на самом деле гораздо больше человеческого, чем вам кажется...

(Я слышу разговоры в зале, и если вы устали от моего монолога и желаете перейти к дискуссии, если у вас есть вопросы, – пожалуйста, задавайте.)

Если нет – я продолжу. Возможно, кого-то из вас заинтересовал вопрос именно внутреннего самосознания, а не только внешнего... Да, пожалуйста, ваш вопрос!

 

Вопрос зрителя: Вы рассказали о Четвертом пути. Как вы в повседневной жизни увязываете это самонаблюдение, самосознание с постоянно ускоряющимся объективным технологическим развитием?

 

Очень хороший вопрос. На самом деле Гурджиев очень интересовался технологией и даже подумывал о карьере в области высоких технологий. Он работал с трансформаторами, которые в то время как раз разрабатывались Николой Теслой. Гурджиев развивал свое учение в привязке к технологическому прогрессу. Но опять же как можно что-то к чему-то привязать, если мы даже не знаем, для чего мы живем? Как можно утверждать, что технологический прогресс должен двигаться в том-то и том-то направлении, не зная, в каком направлении идем мы сами, для чего мы живем в этом мире, каково наше предназначение здесь? Какова роль человека на Земле?

 

Мы сможем контролировать технологический прогресс лишь в том случае, если мы будем знать, с какой целью мы живем. Если мы не знаем цели нашего бытия, как мы сможем управлять этим процессом? (Простите, я не вижу, что там происходит...)

 

Вопрос зрителя: Когда мы говорим о какой-то осознанности, хотелось бы знать, какие из гурджиевских методик вы бы предложили для нашей повседневной практики?

Один из основополагающих тезисов как философии Гурджиева, так и Дао – это необходимость установления контакта между самим собой и собственными ощущениями. Все те чувства и ощущения, которые мы так или иначе испытываем, и все пути, связывающие нас с собственной системой восприятия, являются частью той силы сознания (разумеется, на очень глубоком уровне), с которой мы вполне можем установить прочный контакт. Уделяя должное внимание собственному организму, мы начинаем подпитывать нашу внутреннюю силу сознания, поддерживая таким образом взаимосвязь между самими собой и этой силой.

Чтобы вам проще было понять, как это происходит, я хочу предложить вам проделать такое упражнение: посмотрите на свои руки, сконцентрируйте себя на мысли, что это ваши руки, что вы знаете, что они у вас есть, и задайте себе вопрос: как часто вы их ощущаете? Как часто в течение дня к вам приходит осознание того, что это ваши руки? Постарайтесь отнестись к ним не как к внешней, физической составляющей вашего тела, иначе это будут просто руки, принадлежащие машине, роботу. Нам всем пора перестать быть роботами и становиться людьми, т.е. мы должны познать самих себя. Вначале вы осознаете, что это ваши руки; также, к примеру, вы осознаете, что мышцы вашего лица находятся в напряженном состоянии. Это также может быть полезно, поскольку вы осознаете, что это напряжение создает некую маску, которая скрывает ваше истинное лицо. Все, кто здесь присутствуют, носят маски. Для того чтобы познать реальность, необходимо эти маски сбросить. Нося маску на лице, невозможно заглянуть внутрь себя или увидеть что-либо вне себя. Освобождение от маски требует мужества и усилий. Но это осуществимо. Поэтому для начала было бы очень неплохо снять напряжение с лица.

 

Последний вопрос: Можете развеять историю на предмет того, что было связано со Сталиным, с Гитлером? Какой вы видите взаимосвязь между учением Гурджиева и проектом «Аватар»?

Итак, что касается первого вопроса. Я думаю, этого никто не знает наверняка. Конечно, есть основания полагать, что Сталин жил в деревне, в которой когда-то жил и Гурджиев, возможно, даже имел какой-то контакт с членами его семьи. Что касается Гитлера, то здесь я совершенно не вижу никакой связи. Я могу с уверенностью сказать, что Гурджиев не разделял политику Гитлера. Некоторые друзья Гурджиева оказались в зоне немецкой оккупации, при этом Гурджиев помогал евреям пережить Холокост. Поэтому, я думаю, Гурджиев не имел какого-либо отношения к нацистской философии.

 

Что касается проекта «Аватар» – я думаю, что это достаточно сложный и многогранный вопрос, вопрос, связанный с эволюцией человечества, которая, по моему мнению, как я уже сказал, выражается в умении использовать эту внутреннюю силу сознания и таким образом повышать собственный уровень сознания. Я имею в виду не социальное сознание, а психологическое, которое находится на ступеньку выше, так как оно поднимает уровень нашей осознанности. Мы не просто осознаем факт наличия собственного организма, наше присутствие в жизни, но также и факт присутствия других людей вокруг нас, природы и нашей связи с природой. Мы все это осознаем все больше и больше, поднимаясь до уровня так называемого вселенского сознания. Для меня это один из главных интересов.

 

Что касается технологии проекта «Аватар», то я думаю, многое из того, что в нем отражено, все же произойдет, хотим мы того или нет. Как сказал архиепископ [Оттавский], некоторые события произойдут, если мы доживем до того дня. Нам нужно поддерживать связь с этим, с тем чтобы обрести некую силу мудрости, позволяющую контролировать технологический процесс, иначе наши созидательные способности ограничатся умением создавать монстров. Меня спросили: а как мы сможем контролировать этот процесс? Есть ли в мире по-настоящему мудрые люди? Если да, было бы очень хорошо, если бы они помогли нам осуществлять контроль над технологическим процессом.

 

Перевод осуществлен благодаря Александру Панину, участнику движения "Россия 2045"


Новости
07.06.2012
В Москве в рамках Конгресса Global Future 2045, который состоялся в феврале 2012 года, прошел круглый стол «Диалог конфессий».
21.02.2012
Конгресс “Глобальное будущее 2045” после трех дней пленарных заседаний завершился 20 февраля круглым столом, посвященным формированию…
20.02.2012
В дни проведения международного конгресса Global Future 2045 в Москве, Министерство обороны США и Агентство передовых оборонных…
20.02.2012
Александр Болонкин, астрофизик, старший научный сотрудник NASA, обратился к руководству и участникам международного конгресса «Глобальное…
19.02.2012
Манифест Барри Родрига на конгрессе GF2045: "Будущее – это измерение, к которому стремятся все формы жизни".